top of page
  • Фото автораАлексей Шевцов

История О, или Управление ответственностью (из цикла «Серьезное»)

Обновлено: 14 мая 2019 г.

📷

Хочу поделиться с вами историей, которая послужила отправной точкой для большого пути. В один прекрасный день ко мне пришел один из самых успешных клиентов.


Он сильно отличался от других именно как клиент. Никто больше не задавал мне так много вопросов, как он. А что это такое? Почему этот человек так себя ведет? Как мне лучше высыпаться? Почему эти люди работают именно так? Как сделать по-другому?


Вопросы были из самых разных сфер жизни, но прекрасно укладывались в мое понимание психотерапии и на сегодня – о том, что есть искусство управления собой и есть искусство управления другими. И, соответственно, чем больше твой арсенал воздействий в этих областях, и чем глубже твое понимание – что и как там работает, тем большее место в жизни ты сможешь занять…


Далеко не на все его вопросы я мог ответить сразу. Иногда на это уходили месяцы. Я думал сам, обращался к старшим товарищам, много учился и много читал. Но, пожалуй, самый сложный для меня вопрос оказался об ответственности. О том, что это такое, чем она ценна, почему у одних ее слишком много (и где они ее берут), а у других ее слишком мало и как ее изменять…


Боле-менее развернуто ответить на вопрос «Что делать с ответственностью своей и что делать с ответственностью других людей?» я смог только через год. За этот год я прочитал десятки книг, испортил нервы нескольким старшим товарищам, посетил несколько интересных курсов, не считая продолжения основного образования, – МВА и психотерапию. Ответы из учебников его никогда не устраивали своей запутанностью и абсолютной непрактичностью.


Долгое время я был в замешательстве.


И… эта тема меня захватила. Она меня удивила тем, что об ответственности любят часто говорить, но мало кто ее видел. Ею вас могут укорить, причем в обе стороны – то у тебя ее слишком много, то слишком мало. А еще ты можешь не уметь ее делегировать. Кто-то проживает всю жизнь, имея только ее крохи, а кто-то надорвется, поднимая непосильную ношу. И это одинаково плохо может сказаться и на качестве жизни, и на ее продолжительности.

Проще говоря, не владея этой темой, не понимая ее, можно не только много потерять (карьеру, бизнес, работу, семью, наконец), но и заболеть, и даже умереть сильно раньше срока…


Но мое самое глубокое удивление было связано с тем, серьезно занимается темой ответственности всего несколько человек в мире! Предлагаю провести небольшой эксперимент. Попробуйте набрать в поисковиках список литературы по какой-нибудь теме из области психотерапии (агрессия, ревность, характер и пр…) или про некий современный тренд – проактивность, коучинг, Agile. Увидите сотни и тысячи книг и статей. Они написаны специалистами совершенно с разных точек зрения. Прочитав хотя бы несколько из них, вы окажетесь обладателем солидного набора инструментов для воздействий в выбранной области.


С ответственностью вообще по-другому.


Вы найдете не более десяти авторов за последние 20 лет. Причем, большинство из них просто упоминают об этой теме совершенно в непрактичном контексте. Или ограничиваются общеизвестной сентенцией, мол, ответственность нужно взять на себя…


КАК?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

ЗАЧЕМ?

И кто и при каких условиях это сможет? Вот таких ответов вы не найдете…


А потом… Она мне приснилась.


Подключив к неплохой базе знаний психотерапевтическую визуализацию (увидь, найди метафору к необычному явлению, и ты сможешь этим управлять!) задачка разрешилась.


Я увидел ответственность. И это было прекрасно.


Увидел ее в динамике. Когда она может расти, а может останавливаться и уменьшаться. Как она может вызревать, напитывая своим соком молодого человека, давая ему возможности и силу для роста. И это очень приятная и жизнеутверждающая картина.


Как она может нарастать и выходить из под контроля, наливаясь безумной губительной тяжестью, угрожая своему носителю серьезной болезнью (Кстати, как у вас со спиной? Все в порядке? Если не очень, то спросите себя – про ответственность. Покажите руками – сколько ее у вас. Нравится?) и даже смертью. И тогда это очень печальная картина. Это то место, где просто слова превращаются в годы жизни. Счастливо приобретенные или бездарно утраченные.


Как неловко можно загубить ее несмелые ростки, исходя из самых благородных побуждений. И это тоже очень печальная картина. Про поломанные судьбы, жизнь неудачника и несостоявшееся. Отношения, карьеру, близость. Про несостоявшуюся радость.


Как она так и не приходит. Хотя ее все ждали и очень надеялись.  Это может быть про золотую, но очень неудачную молодежь.


Как она вырастает в самом неожиданном месте. Казалось бы, в бесплодной пустыне, залитой и отравленной алкоголем или наркотиками. И с ее появлением  сад вдруг оживает. К сожалению, не по волшебству – ее рост требует дорогих и редких удобрений – соленого пота, а иногда и крови.

Как она систематизируется. И с ее появлением – системы грамотно выстроенной ответственности – предприятие, сильно хромавшее, вдруг начинает поражать удивленных наблюдателей стройностью и надежностью внезапно заработавших процессов. А может даже баловать до сих пор экзотическими плодами в наших пенатах Agile…


Как… Впрочем, лично я теперь в каждой истории вижу следы этой проблемы. И готов с вами делиться. И это может быть интересно и практично, ведь я теперь Тот-Кто-Видит-По-Другому…


Еще получилось, что теория управления ответственностью замечательно сочетается с такими современными и модными трендами, как спиральная динамика и Agile. Причем они удивительным образом начинают друг друга дополнять. Отвечать на интересные вопросы. И создавать новый продукт. Но об этом позже…


Могу сказать, что я до сих пор продолжаю отвечать на эти вопросы, и мне это нравится!


Итак, дорогие друзья, я готов поделиться с вами своим видением этой проблемы. Я, без ложной скромности, действительно являюсь экспертом в теме ответственности.


Есть тактика и есть стратегия работы с этой проблемой. Есть способы диагностики. Есть матрица ответственности, есть просто ее видение, которому я могу вас научить. Есть совсем свежий продукт – тренинг, разработанный на Тренинге тренеров у Мэрилин Аткинсон, который позволит получить эти знания не только с практической точки зрения, но и с огромным удовольствием.


Есть я – как персональный консультант по этой проблеме. Обращайтесь!


Ваш психотерапевт, канд. мед. наук, бизнес-тренер

Шевцов Алексей Владимирович.

📷

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page